Гиалуроновая кислота объявлена сегодня едва ли не эликсиром молодости. Увлажняет, разглаживает, выталкивает морщинки – какие только свойства не приписывают этому волшебному компоненту! Рекламные ролики кричат о гиалуроновой кислоте в составе кремов и шампуней, а глянцевые журналы соблазняют читателей инъекциями филлеров на основе «гиалуронки». Кажется, что филлеры – самый безопасный и надежный способ продлить молодость.

Однако эксперты предупреждают: 56% инъекционных препаратов в России используется нелегально. От подделок не застрахованы даже звезды, а отечественный рынок косметологии не стал более прозрачным за те 10 лет, что прошли со времен обезображивающих инъекций Оксаны Пушкиной. Портал «Эстетическая медицина» решил разобраться в плюсах и минусах уколов красоты, а также выяснил у пластического хирурга Андрея Андриевского, почему в сравнении с филлером выигрывает липофилинг.

Когда полезны филлеры?

Современные филлеры основаны на гиалуроновой кислоте, которая в отличие от синтетических наполнителей родственна коже и полностью рассасывается с течением времени. Гиалуроновая кислота вырабатывается клетками человеческого организма: она поддерживает гибкость суставов, входит в состав стекловидного тела глаза и обеспечивает увлажнение кожи – ведь одна молекула гиалуроновой кислоты удерживает целую тысячу молекул воды. Однако уже в 25 лет естественная выработка гиалуроновой кислоты снижается, а к 50 годам и вовсе уменьшается вдвое. Чтобы восполнить дефицит «гиалуронки», используют крема, сыворотки и даже таблетки для приема внутрь. Но самым эффективным способом борьбы с морщинами пока остаются инъекции, поскольку только благодаря уколам волшебное средство попадает в глубинные слои кожи. Несмотря на то, что гиалуроновую кислоту для филлеров получают искусственным путем, она полностью идентична той кислоте, которую вырабатывает организм человека. Именно поэтому филлеры не вызывают аллергию и обладают статусом безвредных косметологических препаратов.

Когда филлер может быть опасен?

Когда для инъекций используют не оригинальный препарат, а подделку. Россияне, выбравшие филлер в качестве средства омоложения, сталкиваются со специфическими особенностями отечественного рынка косметологии. По данным аналитического центра Vademecum за 2015 год, половина инъекционных препаратов в России использовалась нелегально: 56% из 260 препаратов не имели регистрационных удостоверений Минздрава и Росздравнадзора. Больше всего нелегальной продукции было обнаружено в сегменте мезококтейлей (85%), препаратов ботокса (60%) и мезонитей (60%). Доля незарегистрированных филлеров составила около 30%.

Опасность использования незарегистрированных препаратов состоит в том, что среди них есть как оригинальные качественные средства, не получившие регистрацию в силу бюрократических тонкостей, так и вредные для здоровья подделки. Пациент является конечным звеном в цепочке производитель – дистрибьютор – косметолог и все, что ему остается, – уповать на честность врача, который непосредственно проводит инъекции. Врач должен быть уверен в добросовестности поставщиков, а пациент вправе потребовать документы, подтверждающие качество препарата.

– На каждую коробку с препаратом полагается свой сертификат. Нужно спросить сертификаты на каждый препарат, который вам вводят. Клиника должна их предоставить, – подтвердил пластический хирург клиники Atribeaute Clinique кандидат медицинских наук Андрей Андриевский. – Непосредственно перед самой процедурой доктор открывает коробку и показывает вам, что это именно тот препарат, который вы хотели. На каждой коробке есть стикер с серией и номером. Он вклеивается в амбулаторную карту пациента. Наша клиника закупает препараты в определенной фирме, которая имеет лицензию и сертификаты, поэтому мы использует только проверенные препараты в своей практике.

Оксана Пушкина стала самой известной жертвой филлеров

К сожалению, не все клиники соблюдают закон. Так, в январе этого года директора косметологической клиники в Барнауле оштрафовали за использование незарегистрированного китайского филлера.  Но все же эксперты сходятся во мнении, что надежнее делать инъекции в клинике, чем у частного косметолога, который вполне может оказаться «врачом-самоучкой». Такие «специалисты» не вправе сотрудничать с производителем и покупают препараты у нелегальных дилеров через интернет-магазины и сообщества в соцсетях. Эти средства позиционируются как филлеры и мезококтейли, но стоят в разы дешевле, чем оригиналы, а их состав порой способен изуродовать доверчивого пациента.

Самой известной жертвой поддельного филлера стала популярная телеведущая Оксана Пушкина. Вместо оригинального Рестилайна – препарата на основе гиалуроновой кислоты – косметолог Гелена Рымаренко ввела ей под кожу субстанцию из жидкого силикона и полимерного геля. В интервью «Московскому комсомольцу» Пушкина рассказала, что инъекция вызвала сильное воспаление, носогубные складки почернели, а введенный препарат, вопреки прогнозам, так и не рассосался. Телеведущая обратилась в суд. Рымаренко была приговорена к трем годам лишения свободы с запретом в течение трех лет заниматься врачебной деятельностью. На суде она заявила, что невиновна, поскольку ответственность за случившееся лежит на поставщиках и производителях поддельного филлера. На самом деле по закону косметолог должна была получить от дистрибьютора несомненные подтверждения того, что препарат не фальсифицированный и не контрафактный: проверить регистрационное удостоверение Росздравнадзора, а также сертификат или декларацию соответствия на серию, которая обозначена на флаконе.

Важно не только ЧТО колоть, но и КАК

Безвредный филлер с «гиалуронкой» все же относится к медицинским изделиям, а значит, вводить его должен медик – специалист с сертификатом пластического хирурга или врача-косметолога. Тем не менее популярность гиалуроновой кислоты столь высока, что на YouTube даже появились ролики, где женщина демонстрирует, как самостоятельно вколоть себе филлер. Врачи предупреждают, что такие эксперименты приводят к тяжелым патологиям, вплоть до отмирания тканей. По словам пластического хирурга Андрея Андриевского, даже если все сделано по правилам, индивидуальную реакцию организма предугадать сложно.

– Это безопасная процедура, но все равно невозможно уверенно сказать, как отреагирует та область, куда вводится филлер. Может быть длительный отек, покраснение. Нагноений, отторжений я в своей практике не встречал – такое возможно, если происходит нарушение методики. При использовании филлера есть свои нюансы. Например, нужно учесть, что его станет немного больше, потому что он «притягивает» воду. Из-за этого в месте инъекции, например в носослезной борозде, может возникнуть бугор. Тогда придется ждать какое-то время, пока филлер рассосется, или вводить специальные препараты, чтобы сделать это искусственно.

Пластический хирург Андрей Андриевский

Минусы филлера: дорого и недолговечно

То, что гиалуроновая кислота со временем рассасывается, – это и плюс, и минус филлера. С одной стороны, хорошо, что инъекции не имеют необратимых последствий, а с другой – если результат понравился – очень обидно быстро с ним расставаться. Увы, эффект от филлера сходит на нет в среднем через 6−12 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей организма. И тогда возникает реальный риск «подсесть» на уколы, ведь никому не хочется возвращаться к складкам и морщинам. Неудивительно, что даже в кризис, при стоимости 30-40 тысяч рублей за процедуру, спрос на инъекции не уменьшается, правда, теперь для многих потребителей решающим фактором является цена.

– Если женщина когда-то заполняла филлерами носогубные складки, она понимает, что эффект со временем меняется и ей нужна повторная процедура. Поэтому ей приходится переходить на другие бренды, – пояснил руководитель бизнес-школы 1nep.ru Виталий Зорилэ на январском Симпозиуме по эстетической медицине, передает vademec.ru.  

По словам эксперта, несмотря на то, что премиальные бренды старались удерживать цены в 2015 году, они начали терять свои позиции. Это означает, что пациенты ищут способ меньше заплатить за инъекции, а это чревато использованием сомнительных препаратов.

Липофилинг лица – безопасная альтернатива уколам «гиалуронки»

Пластический хирург Андрей Андриевский утверждает, что составить конкуренцию дорогостоящим инъекциям может процедура липофилинга. При липофилинге лица в проблемные области вводится стопроцентно качественный препарат – собственный жир пациента. Жир, в отличие от филлера, рассасывается только на 30-40%, поэтому в большинстве случаев положительный эффект от процедуры сохраняется на всю жизнь.

– Липофилинг устраняет те же недостатки, что и филлер. Можно разгладить морщины, убрать носогубную складку, увеличить губы. При этом не нужно делать уколы каждый год, – поясняет врач.

Липофилинг скул: до и после

Жировая ткань для липофилинга забирается с живота, бедер или коленей методом липосакции. Полученный жир помещают в центрифугу, а затем вводят в зоны лица с помощью тончайших канюль – особых игл без травматичного режущего края. Операция занимает от 30 минут до часа и может проводиться под местным наркозом. Липофилинг всего лица стоит от 70 до 90 тысяч рублей, что в среднем равняется двум процедурам по введению филлера. Стоимость коррекции отдельных зон (лба, губ) с помощью липофилинга начинается от 21 тысячи рублей.

Кстати, липофилинг служит не только для борьбы с несовершенствами кожи. С помощью этой методики можно скорректировать овал лица и «вылепить» высокие точеные скулы, которые уже несколько лет остаются на пике моды. Наш портал писал о том, что в свое время светская львица Кристина Сысоева даже удалила комки биша – жировые комочки под скулой в щеке – ради красивой формы лица. Время показало, что операция была не лучшим решением: под скулами образовались провалы, и лицо приобрело болезненный вид. Процедура липофилинга исключает такие печальные последствия, ведь врач работает не скальпелем, а тончайшей иглой.

На вопрос «колоть или не колоть?» пластические хирурги отвечают: колоть, – но только тогда, когда для этого есть показания. Главное, помнить простые правила: тщательно выбирать врача и проверять качество препарата.