В Интернете то и дело появляются новости о людях, которые с помощью пластики перевоплощаются в кукол или персонажей мультсериалов. Наблюдая за очередной «барби» или «мультяшкой», которая десятки раз побывала под ножом пластического хирурга, многие задаются вопросом: почему человек сотворил это с собой? Может быть, причина, как всегда, кроется в детстве, и виной всему неправильные образцы для подражания, воспринятые ребенком как эталон? Недавно мы писали про то, как в США женщина-транссексуал превратила себя в копию подружки кролика Роджера. Она признавалась, что именно знакомый с детства образ повлиял на ее выбор. А значит, вслед за ней в мире могут появиться люди с лицом Человека-паука, ногами Черепашек-ниндзя и фигурой Халка. Во всяком случае, так видят ситуацию некоторые, наиболее консервативные родители.

Впрочем, до недавнего времени в России родители и эксперты спорили в основном о вреде куклы Барби. Противники американской игрушки указывали на ее неестественные параметры, которые могли внушить девочкам комплексы по поводу фигуры, а также считали опасным то, что кукла стала своеобразным манифестом «паразитического» образа жизни. У них был и страшный пример для запугивания окружающих: история очень странной пары из Франции. Тогда французские Кен и Барби потратили на пластику более $320 тысяч. Получилось у них не очень-то красиво! И все ради того, чтобы походить на своих игрушечных кумиров.

Защитники Барби предлагали отвлечься от философствований и посмотреть на конкретного ребенка: девочки 6-10 лет хотели играть с красивой модной Барби, а не с пухлыми лысыми пупсиками. Не иметь дома хотя бы одну куколку Барби – значит для ребенка стать изгоем в детском социуме. 

За последние 15 лет рынок игрушек сильно изменился. И теперь забеспокоились не только консерваторы и люди старшего поколения, но даже те молодые мамочки, которые сами выросли вместе с Барби. Ведь если раньше кукла своим внешним видом, так или иначе, олицетворяла добро и красоту, то сейчас с витрин магазинов на растерянных взрослых смотрят куклы-монстры. Любопытно, что серия фэшн-кукол «Школа монстров» (Monster High) принадлежит той же компании, что и Барби. Персонажи серии – сплошь отпрыски легендарных злодеев и всякой нечисти: здесь и дочь графа Дракулы – Дракулаура, и дочь Франкенштейна – Фрэнки Штейн, и сын Медузы Горгоны – Дьюс Горгон, а еще – дочери оборотня, зомби, йети и даже египетского фараона. Помимо кукол, существует одноименный мультсериал Monster High, журнал и серия книг Лизи Харрисон о приключениях «монстриков», кроме того, выпущены игра и приложение. 

Негативные отзывы о «Школе монстров» звучат на самом высоком уровне, что дало повод говорить о запрете «монстриков» в России. В недавнем интервью «Ленте.ру» глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова отвергла возможность запрета импортной серии кукол, хотя сама она «монстриков» не поддерживает:

– Дело в том, что игрушки влияют на самоидентификацию ребенка, могут внушить ему, что он некрасивый, какой-то не такой и даже привести к психическим расстройствам. Подтверждение тому – истории, когда взрослые парни и девушки делают пластические операции, чтобы стать похожими на барби и кенов. Только с виду куклы безопасны. 

Продавцы кукол-монстриков не только не считают их вредными, но и находят плюсы в «устрашающем» облике игрушек. Например, в обсуждениях группы о «монстриках» «ВКонтакте» можно найти такие доводы: «В книге Monster High описывается жизнь школьников-монстров. Их истории в основе несут те же самые идеи добра, дружбы и взаимопомощи, что и наши старые любимые сказки. И наши дети, в отличие от взрослых со стереотипными взглядами, видят за неприглядной внешностью другое содержание. Этот мультфильм помогает нам понять, что за любой нестандартной внешностью может скрываться хороший человек. И учит, скорее нас, взрослых, толерантности». 

А вот что думают о влиянии игрушек на психику детей их родители:

Виктория, 40 лет, дочери Алисе 3 года 

– Я согласна, что некоторые игрушки именно «навязывают» детям каноны красоты. Помнится в Америке, было много споров про Барби и ее слишком тонкую талию. Думаю, часть вины за анорексию все-таки лежит на производителях Барби. Понятно, что не 100% ответственность. Если у ребенка нездоровая психика, и он слишком подвержен чужому влиянию, то это благодатная почва для всяких комплексов. И подобные игрушки могут стать спусковым крючком. Истина, наверное, где-то посередине. Сами по себе игрушки, пока не стали модным объектом детского вожделения, не страшны. Но нужно хотя бы немного ограничивать их рекламу. На нашем российском детском канале «Карусель» стоооолько рекламы, что порой страшно включать ребенку этот канал. Думаю, запретами ничего не решить, а вот немного ограничить – было бы полезно.

Павел, 26 лет, дочери Василине 3 года

– Зооморфы – это в целом нормальная тема для игрушек, мультфильмов и подростково-детской культуры в целом. У нашей дочки таких кукол нет. Как минимум потому, что они стремные. И дочери не нравятся.

 

Евгений, 31 год, дочери Нике 8 лет

– Моя дочь играет с этими куклами, и я был против изначально. Но потом посмотрел на себя: а ведь мне родители не запрещали смотреть «Черепашки-ниндзя», «Трансформеры» и остальную чепуху. И что я вырос неадекватным? Так нет же. На этом я успокоился. А у ребенка просто есть впечатление реальности и игры, можно сказать, своеобразная сказка.

Аксинья на форуме молодых мам

– Они же жуткие. Что вырастет из поколения наших детей, у которых любимые игрушки – игрушечные трупы со следами разложения на лице, со шрамами.... брр

Как бы то ни было, создать отечественную альтернативу импортным игрушкам крайне сложно. Интересно, что очередную попытку массового запуска игрушек «с национальным колоритом» в апреле этого года предприняли чеченские производители. 

– К сожалению, эти придуманные нездоровым воображением монстры, вампиры, трансформеры, люди-пауки пока пользуются широкой популярностью у малышей и их родителей и негативно влияют на детскую психику, – заявил в интервью «Российской газете» уполномоченный по правам ребенка в Чечне Хамзат Хирахматов, который также курирует проект «Национальные игрушки».

По информации Русской службы ВВС, в планах создателей – девять кукол, прототипами которых являются чеченские фольклорные герои и исторические персонажи. Также среди новых героев могут оказаться русский богатырь Илья Муромец, осетинский персонаж Алан и дагестанская воительница Парту-Патима. 

– Женский персонаж, которому предстоит конкурировать с «Винксами» [Winx] и феями, – героиня чеченских легенд Мялх-Азни, добрая фея –Марьям («солнцеликая красавица»), образ которой близок представителям любой национальности», – сказал Хирахматов в беседе с РИА Новости.

Стоит сказать, что пока американские фэшн-куклы чувствуют себя на российском рынке достаточно комфортно. А в вопросе игрушек, как и в проблеме пластической хирургии, главными, пожалуй, являются чувство меры и разумный подход.