Если одно фото стоит тысячи слов, почему участники исследования, которые сфотографировали что-то все реже вспоминают о нем, чем люди, которые просто потратили больше времени на изучение объекта?

Психолог Линда Хенкель из университета Фэирфилда, штат Коннектикут, заметила, что люди сегодня почти все время все фотографируют.

«Люди так часто выхватывают свои камеры почти бездумно, чтобы поймать момент, что пропускают, что происходит прямо перед ними», говорит она.

Хенкель решила исследовать то, в какой степени фото событий влияет на память о них. Для этого она поставила эксперимент в Белларминском музее искусств.

Участники исследования были приглашены на экскурсия по музею и их попросили запомнить некоторые объекты, либо путем их внимательного изучения или сфотографировав. На следующий день им было предложено выбрать объекты и описать их.

Те, кто сфотографировал вещи, были менее точны в их определении и не могли ответить на многие вопросы о деталях объектов, по сравнению с участниками, которые внимательно изучали объекты.

«Когда люди полагаются на технологии, чтобы запомнить что-то, они не вовлекают в этот процесс себя - а это может оказать негативное влияние на то, как хорошо они запомнят это что-то».

Здравый смысл подскзывает вам, что, если вы посмотрите на фотографии - это вызовет воспоминания о том, что вы видели. И исследования памяти подтверждают это - но только если уделите время, чтобы потом пересмотреть фотографии.

Хенкель продолжает:

«Исследования показали, что большой объем и отсутствие организации цифровых фотографий для личных воспоминаний отпугивает многих людей от пересмотра и воспоминаний о них. Чтобы вспомнить, мы должны обращаться и взаимодействовать с фотографиями, а не просто накапливать их».

Последующее исследование не только повторило результаты, но и продемонстрировало и другой интересный аспект. Если фотограф увеличивал конкретную деталь, он вспоминал больше еще и об объекте в целом, а не только о части фото.

«Эти результаты еще раз показывают, что мозг и объектив камеры это не то же самое», говорит Хенкель.

Андрей Свирид